Тетчер – великая лидерша или героиня, захваченная коллективным анимусом? Наконец посмотрел фильм “Железная леди” (2011). Очень сложные чувства у меня вызвала героиня в прекрасном исполнении Мерил Стрип. Невозможно не симпатизировать человеку целеустремлённому, с ясными, чёткими принципами, самоотверженному. Одновременно невозможно принять бескомпромисность, однозначность, абсолютную самоуверенность. Вот она, по-настоящему сильная, уверенная рука, ведущая страну к экономическому процветания. Разве не о таком лидере мечтают многие?

Причём она опровергает тезис, что женское управление лучше в мягкие, мирные времена, а на войне нам нужен лидер-мужчина. В фильме показано, как смело, несгибаемо и не слушая никого она ведёт страну к победе на Фолклендах. Пусть гибнут военные, зато Британский флаг вернётся на всеми забытые острова, а агрессор будет наказан. Вот пример несгибаемости, ясности ума и способности побеждать в любой битве. А что до жертв, понятно: лес рубят – щепки летят, всегда идеален только тот, кто ничего не делает. Но не могу я отделаться от чувства, что что-то здесь не так. Нельзя ли было договорится с аргентинской хунтой и не жертвовать ради принципа тысячами жизней?

Нужно ли было распекать, как школьника, седого соратника на глазах у всех? Оправдывает ли экономическое процветание страны её откат в гуманистических и социальных ценностях? Самая прямая метафора этого конфликта – когда она уезжает из дома, и дети просят: “Мама, не уезжай”. Она решительно закрывает стёкла машины и едет вперёд, жертвуя персональным материнством ради карьеры и страны. Конечно, она героиня, но приносит ли героизм счастье ей и другим? Разве не судьба любого героя – быть преданным соратниками, оклеветанным и забытым? Герой, по сути, лишён своей жизни, он захвачен внечеловеческой силой бессознательного. Зрителю и самому герою кажется, что главным является его несокрушимое Эго, но за ним прячется грандиозная сила коллективного.

Тетчер в этом фильме смотрится как Жанна д’Арк 20 века, но значимо более расчётливая и разумная. Юнг описывал такой героизм женщины как захваченность Анимусом. Гипертрофированный мужской дух, коллективная мужественность захватывает женщину и ведёт её на штурм, чтобы водрузить флаг на высоте. В случае Тетчер это флаг рациональности, жёсткой конкуренции и порядка. Все мужчины в фильме на ее фоне смотрятся слабыми и мягкими, как если бы их мужественность перетекла в неё. Кажется, коллективное бессознательное для восстановления своего баланса мужественности лишь пользуется её телом и её судьбой. Но может ли женщина стать лидером без настолько гипертрофированного фаллоса-логоса, без привнесения в жертву материнства и мягкости? Как ей не быть захваченным бессознательным, а вступить с ним в диалог? Как найти тонкий баланс между мужским и женским, делами и чувствами, работой и семьей? А как вы ищете этот баланс? Кто для вас примеры женщин-лидеров?

lmarina
Author: lmarina

Поделитесь в социальных сетях: