Влияние музыки на развитие ребенка.

Одно из чувств ребёнка — слух. Новым для него является каждый звук окружающего мира, до восприятия музыки ещё далеко. Первые месяцы после рождения очень непросты для малыша. Известно, что новорождённый воспринимает мир как суп.

Если вам всё же хочется включать малышу музыку с рождения, сделайте выбор в пользу колыбельных (и похожих на них произведений) в оркестровой обработке. Ну и петь колыбельные самому. Тут малышу и родной любимый голос, и музыка.

А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, сделавший это, получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет.

Сравните теперь, сколько такой информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»…

Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят вставлять в мультфильмы, выпуски «Ералаша» или любительские видеоролики. В этой теме всего лишь 8 нот! Она простая, легко запоминающаяся.

А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые оттенки… Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, побочная. Она тоже не стоит на месте, она развивается, изменяется, живёт, начинает конкурировать с главной темой, переплетаться, соревноваться…

Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками». На самом деле это интереснейшая игра – композитор, как фокусник, сперва показывает нам предмет, а потом хитро его прячет. И какое это наслаждение, когда ты вдруг понимаешь, что «да вот же он!», и восхищаешься, как искусно автор «преобразил» свою стартовую «тему».

Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!

Хотите попробовать? Давайте распишем тренировку на три дня. Как в физкультуре, то есть в этом, как его… фитнесе!

Первый день. Иоганн Себастьян Бах. 1. «Шутка». 2. Прелюдия и фуга № 1 а 4 voci до мажор.

Как, ничего? Не страшно? Тогда добавьте ещё: Георг Гендель, «Сарабанда». И отдыхать!

Второй день. Амадей Моцарт. 1. «Маленькая ночная серенада». 2. «Аллилуйя». 3. «Лакримоза».

Если хотя бы одно из этих произведений вам понравилось, вы молодец!

Третий день. Людвиг ван Бетховен. 1. Аллегретто из симфонии № 7, опус 92. 2. Увертюра к спектаклю «Эгмонт». 3. «Ода к радости». У вас прекрасные задатки, если получилось прослушать это!

Напишите нам о своих впечатлениях! И если захотите, мы продолжим тренировки в следующих статьях.

Но помните два простых правила. Первое: слушать надо, не отвлекаясь, не занимаясь никакими другими делами. И второе: старайтесь угадывать, что будет дальше? Куда «повернёт» мелодия? Либо закройте глаза и представляйте себе картины, которые эта музыка вам «повернёт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dianaevg
Author: Dianaevg

Поделитесь в социальных сетях: