«В сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное»
Сегодня день памяти Зигмунда Фрейда (1856-1939), великого психиатра, основателя психоанализа, человека, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство.
Уже писала, что наиболее известными достижениями Фрейда являются создание трёхчастной модели психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, теория «Эдипова комплекса», открытие механизмов психики и разработка психоаналитических методик.
Но самое известное представление Фрейда – о преобладающей роли сексуального в человеческом поведении, о либидо как о движущей силе человеческой деятельности. Секс определяет большинство мотивов человеческого поведения – практически все, что мы делаем, по Фрейду, так или иначе инициируется половым влечением.
И если наша сексуальность не может удовлетворяться непосредственно, то сексуальная энергия сублимируется в другие виды деятельности. Решаем ли мы научные задачи, пишем стихи, добиваемся карьерного успеха – все это для того, чтобы добиться сексуального признания. Конечно, упрощаю, но в принципе.
Подчеркиваю – это бессознательные процессы. Поэтому не торопитесь опровергать – я, мол, далёк от этого. Сознание, рацио, наш прозрачный ум все это не фиксирует – это тайны, глубины психики.
На мой взгляд, Фрейд сильно преувеличил значение либидо в человеческой жизни. В первую очередь, потому что, как это часто происходит в гуманитарном знании, совершил неверную, слишком широкую индукцию. Исследовал венских истеричек и психопатов определенного возраста, а результаты обобщил на все человечество – от Чукотки до Экваториальной Африки, от младенцев до стариков.
Но секс, безусловно, невероятно силён. И он не только в бессознательном, но и в рациональном. И нет ничего сексуальнее ума – фантазии, воображения, символического мышления.
Фрейд сказал обо всем этом очень рано – тогда, когда говорить о таких вещах было совсем не принято, шокировав сначала Европу, а потом и Америку.
Он показал – «ясное сознание» под гнётом
«Сверх-Я» (этические установки, воспитание и образование, родительский авторитет, социальные запреты) и раздираемое «Оно» (инстинктами, комплексами, страхам , подавленными деланиями) может начать деформироваться, страдать, болеть.
И есть два возможных способа облегчить эту ситуацию. Первый – «достать» из бессознательного больное, лишающее человека покоя, уменьшить брожение в нем. Это и есть психоанализ, и Фрейд его создал, дав хлеб огромной армии психоаналитиков.
Второй – уменьшить число социальных запретов, либерализация общественного поведения.
И двадцатый век пошёл по этому пути. В самом его начале мир прекратил носить туго застегнутые сюртуки летом, обрезал юбки, принял свободные отношения между женщинами и мужчинами, позволил говорить о человеческой сексуальности вслух,
сосредоточился на человеческих свободе и уникальности.
Фрейда ругали и ругают, но он популярен до сих пор – как никто из ученых.
И его надо читать – он просто пишет, интересен, мудр и афористичен.
«Мир – это маленький островок боли, плавающий в океане равнодушия»;
«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри»;
«Чтобы не заболеть, нам необходимо начать любить и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности лишаешься возможности любить».
«Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен»;
«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его».
Один из самых интересных людей за всю историю человечества – во всяком случае, для меня.
На фото справа – картина внука основателя психоанализа Люсьена Фрейда «Спящий социальный смотритель», одна из самых дорогих в мире. Уже публиковала, но уж больно выразительная..
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.