Досмотрел наконец The Queen’s Gambit. (Сейчас многовато работы, поэтому я немного слоупок.) Потрясающий финал!
Знаю, что очень многие остались недовольны последней серией, потому что она получилась слишком… Ну, вы знаете, какой, спойлерить не стану. Но хочу сказать: гайз, вы воспринимаете всё слишком буквально, прямолинейно. Я думаю, финал Гамбита — не то, чем кажется, с того момента.

как Бет ударяется головой об угол столика. Потому что потом — она умирает.

Слышу ваши “что?” и “в смысле?” — но это вовсе не бред.

Начну вот с чего… Почему смерть героини не показана как-то более очевидно, типа: полиция, служба в часовне, гроб, кладбище и т.д.? Почему вы не поняли (если вы этого не поняли), что после удара головой, Бет мертва?

Отвечаю: потому что и весь сериал снят от лица героини, мы присутствуем там, где присутствует она, и мы видим то, что видит она. Например, шахматы на потолке.

А после того, как Бет стукнулась головой о стол и умерла, мы — очень в духе сериала — следуем за ней и видим её… мне нравится слово трип. Мы видим её посмертный трип. Проходим через него вместе с Бет. Хотя, конечно, где-то там, в уже недоступном нам реальном мире она просто покойница. Но мы — тут, с ней, в мире, где уже не действуют обычные законы и закономерности реальности.

Как связаны эти миры — этот и тот — понятно не до конца. (Хотя кое-что можно предположить, но об этом — ниже.) Полагаю, у сериала не было задачи показать эту взаимосвязь. Может быть, все события седьмой серии произошли всего за пару секунд в умирающем мозгу? Как знать… Короче: физика трипа Бет нам непонятна, но на то, что героиня мертва, указывает масса вещей. Загибайте пальцы.

Во-первых, и это то, чем недовольны большинство недовольных, в последней серии с Бет действительно происходит невероятное, избыточное количество хороших событий. Бочка мёда без намёка на дёготь:
– рядом снова Джолин, подруга из пансиона, — и у неё всё хорошо: тачка, карьера, деньги, оптимизм;
– Бет подряд обыгрывает всех сильнейших гроссмейстеров, а самые мощные из них её принимают и хвалят;
– все друзья жизни собираются в одном месте, болеют за Бет и помогают ей;
– ей больше не нужны таблетки и алкоголь, чтобы видеть шахматы на потолке — в её новом состоянии этот химический костыль просто больше ни к чему;
– наконец, Тот Самый Чувак — он появляется в нужный момент, чтобы попросить прощения и подержать за руку…

Могло ли всё это случиться в реальной жизни? Конечно, нет, отсюда и ощущение слишком идеального финала.
Могло ли это произойти в умирающем мозгу Бет или в рамках посмертного трипа? Вполне.

Во-вторых, совершенно неправдоподобно показан СССР и, в частности, Москва. Ну, камон, мы в 2020 году живём, не уже ли у создателей сериала не было возможности воспроизвести реальную реальность СССР 60-х, а не смешить нас костюмом стюардессы, бесконечной, уходящей за горизонт стеной Кремля, готическим залом, в котором проходят матчи, и вообще вот этим вот всем? Была, конечно. Но откуда 20-летней Бет знать, каким был реальный СССР? Мы видим только то, что она представляла себе об этой далёкой, таинственной стране. Удивляться нечему.

В-третьих, и это довольно заметный момент — переодевание в конце. Мелочь, конечно, но давайте подумаем, она что же, специально повезла с собой белое пальто и шапку с помпоном а-ля ферзь, чтобы надеть их в случае победы? А если бы она не выиграла, тогда что? Фигня какая-то. Больше похоже, что эта одежда как бы сама материализовалась на ней, как во сне. Помните вот эти кошмары, когда ты вдруг оказываешься голым в школе, или в метро? Вот и тут то же самое, только наоборот: победа — и Бет уже сидит в машине в костюме белого ферзя. Если это нормально для хорошего сна, нормально и для посмертного трипа, я думаю.

В-четвёртых, зачем нам вообще показали, как Бет ударилась головой? Можно было бы понять, если бы она из-за этого удара, скажем, попала в больницу, если бы поняла, что была на волосок от смерти и поменяла своё отношение к жизни. То есть, если бы этот удар стал прецедентом, к которому можно возвращаться. Но нет, про него кроме нас, зрителей, никто вообще не знает! А раз так, значит только мы и должны были сразу понять всю фатальность этого удара: Бет мертва.

Таким образом, последний момент из реальной жизни, который мы видим на экране — Гарри, чувак с узкопосаженными глазами, приезжает проведать Бет, но такси не отпускает, и вскоре — сваливает. Вот это — очень реально и жизненно.

Можно предположить, что в мире трипа этот визит Гарри совпадает с их разговором у колледжа. Помните? Вот он, этот фрагмент, на фото; и то, как тут выглядит Бет, возможно, указывает нам на то, что это какой-то переломный момент между жизнью и смертью. Как и то, что происходит в этом фрагменте: в реальном мире Бет слышит голос Гарри за дверью, а в мире трипа — слышит от него “Я заходил. Я волнуюсь за тебя”.

И то, что начинается трип темой смерти — тоже не случайно: Джоли же приезжает рассказать, что умер мистер Шайбел.
Забавно, что персонаж, открывший для Бет шахматы, как бы своим образом открывает и посмертный этот опыт.
Ну и далее: “You should be in chapel, young lady / Вы должны быть в часовне, юная леди” — Конечно, должна. Где ж ей быть-то ещё, покойнице?

Наверное, кто-то скажет, что это всё довольно грустно. С другой стороны, то, что мы увидели этот трип, и делает финал совершенно прекрасным: всё починилось, за всё воздалось. Ведь Бет хороший человек и заслуживает именно такого после смерти. В жизни этого не бывает.

Зато теперь не нужно следовать протоколам, говорить выученное, подстраиваться (хотя бы и под президента).
Теперь можно сидеть в парке в красивом белом пальто и играть в любимые шахматы с мудрым седовласым старцем.

P.S. Вынесу из комментов: “Меня при просмотре тоже смутило – почему она вдруг так накрасилась, но как еще режиссеру дать понять, что это не макияж, а типичные “очки” при переломе основания черепа?” Отметить автора почему-то не получается (

Автор Алексей Циганов

Обсудить статью или оставить свой отзыв вы можете в нашей группе вКонтакте – https://vk.com/otmetka_by_parents

lmarina
Author: lmarina

Поделитесь в социальных сетях: